Что делать Путину с войной на Украине? Учиться у Ленина
В стены Кремля стучится столетняя годовщина русской революции, и правительство этой страны не знает, что делать. Волна постсоветских народных восстаний, начиная с грузинской «революции роз» в 2003 году и кончая «революцией достоинства» на Украине в 2014-м, вызывает у Москвы серьезную обеспокоенность по поводу того, что такая же революция возможна и в самой России. Сегодня, когда молодые последователи популиста, критика правящего режима и борца с коррупцией Алексея Навального выходят с протестами на улицы Москвы и других крупных городов, российские власти явно не в праздничном настроении.
Мавзолей вождя русской революции Владимира Ленина по-прежнему стоит на своем месте на Красной площади, а планы захоронить тело усопшего положены под сукно. Но руководство страны нашло более привлекательного героя в лице древнего правителя Киева князя Владимира, которого на Украине называют Владимиром Великим. В ноябре прошлого года в День национального единства Владимир Путин присутствовал на церемонии открытия 18-метрового памятника этому киевскому князю, который поставили в самом центре Москвы неподалеку от Боровицких ворот Кремля.
Князь Владимир изображен с мечом в одной руке и крестом в другой. В своем выступлении Путин высоко оценил деятельность крестителя древнего государства Киевская Русь, откуда берут свое начало русские, украинцы и белорусы. Он назвал Владимира собирателем и защитником русских земель, отметив, что крещение Руси стало общим духовным источником для народов России, Белоруссии и Украины. Камень, положенный в основание монумента, был привезен в Москву из недавно аннексированного Крыма, где, как пишут киевские летописцы, принял крещение князь Владимир. Памятник тезке президента также стал символом российских притязаний на часть истории и территории Украины, равно как и повествующий о князе Владимире блокбастер «Викинг», который вышел на экраны в 2016 году и получил хвалебный отзыв от Путина.
Российские добровольцы, хлынувшие в Крым, а затем в Донбасс на пике «русской весны» 2014 года, пришли на Украину якобы для того, чтобы защитить русский язык, культуру и православную веру от наступления украинского фашизма и прогнивших европейских ценностей. Некоторые ключевые участники этой кампании, такие как командир пророссийских сил в Донбассе Игорь Стрелков (настоящая фамилия Гиркин) и один из лидеров движения «Крым наш» Наталья Поклонская, сегодня возглавляют националистическое православное движение в России. Поклонская возглавила протесты против фильма «Матильда», который повествует о романе последнего русского царя (а ныне православного святого) Николая II с русской балериной Матильдой Кшесинской.
После протестов на Майдане в 2014 году и «революции достоинства» украинцы снесли все остававшиеся в стране статуи Ленина. Сделали они это из-за того, что видели в Ленине важное связующее звено не только с советской эпохой, но и с сегодняшней Россией, и хотели эту связь разорвать. Однако ленинское наследие на Украине не такое однозначное. Ему удалось вернуть Украину под крыло России после того, как она в 1918 году провозгласила независимость. Однако цена, которую Ленин заплатил за это, кажется непомерной сегодняшним российским властителям умов. Ленин настоял на том, чтобы индустриальный Донбасс вошел в состав Украины, а русских и украинцев он считал отдельными народами, заслуживающими своих собственных республик в составе Советского Союза.
Путин уже неоднократно утверждал во время российско-украинского конфликта, что русские и украинцы — это единый народ. В таком контексте ленинская национальная политика кажется неуместной. Сегодня, когда Кремль стремится расширить границы страны, Ленина лишили права называться основателем Российской Федерации, которую сегодня возглавляет Путин.
Россия и Украина сегодня находятся в состоянии необъявленной войны, а их политические и интеллектуальные элиты сходятся во мнении о необходимости отречься от коммунистического прошлого. Но разница между ними в том, как они относятся к остальному революционному багажу, особенно к распаду Российской империи, которой цари правили на протяжении двух столетий, начиная с 1721 года. Украинские ученые провели целую серию конференций, посвященных национальной независимости, которую Украина обрела в результате этого распада в 1918 году, пусть и на короткое время. В русской революции они прежде всего видят революцию наций.
Правительство в Киеве не будет отмечать в ноябре столетие революции, но все ожидают, что оно примет активное участие в праздновании столетней годовщины провозглашения украинской независимости, которая будет отмечаться в январе. Если украинцы придерживаются антиимперской идеи, то в России напротив, имперское прошлое в чести. Это находит свое отражение в усиливающимся культе Николая II и в сооружении памятника князю Владимиру. Сегодняшняя мода на имперское прошлое основана на царской идее о большой нации, в которой русские, украинцы (их называют малороссами) и белорусы считаются ветвями единого русского народа.
Празднуя столетие своей национальной революции, украинцы подчеркивают, что они отличаются от русских. Два этих мировоззрения приходят сегодня в столкновение на полях и в шахтерских городах Донбасса, где продолжается необъявленная война, которую затмили собой кризисы в других частях мира. На сегодня от этой войны с обеих сторон погибло уже более 10 тысяч человек.
Война продолжается, и бывшие земли Киевской Руси — этого «потерянного королевства» времен князя Владимира — все больше отходят друг от друга. Попытка остановить дрейф Украины в сторону Европы, которую инициировал Путин, разожгла русский национализм внутри страны и за границей, однако породила антироссийские настроения во всем мире. Сегодня, когда по обе стороны российско-украинской границы усиливается национализм, Ленин наверняка переворачивается в своем мавзолее. Он еще в 1917 году знал, что русские и украинцы — это отдельные народы, и что развивать революцию можно, лишь признав эти различия. Ленин признал и принял официальную независимость Украины. Сегодня Путин и российская элита тоже должны признать реальную независимость этой страны от своей бывшей имперской хозяйки. Пока этого не произойдет, прочный мир в регионе невозможен.
Сергей Плохий — профессор истории Гарвардского университета, автор книги «Утраченное королевство. История русского национализма от Ивана III до Владимира Путина» (Lost Kingdom: A History of Russian Nationalism from Ivan III to Vladimir Putin).
Сетевое издание «Cod36.ru» Учредитель: Майоров Роман Евгеньевич. Главный редактор: Сыроежкина Анна Николаевна. Адрес: 430004, Республика Мордовия, город Саранск, ул. Кирова, д.63 Тел.: +7 929 747 33 89. Эл. почта: newscod@yandex.ru Знак информационной продукции: 18+